Marketing
Хотя по своей сути бенчмаркинг[1] — это инструмент управления, сопровождающие его процессы (начиная c разработки плана или программы и заканчивая сопоставительным анализом и использованием результатов) вполне исследовательские. Именно поэтому бенчмаркинговые проекты целесообразно относить к методам исследования эффективности. Пожалуй, это единственный вид исследований, которым занимаются сами топ-менеджеры, практически не поручая такие проекты маркетологам и не отдавая их на аутсорсинг. Что и с чем сравнивать?
В Украине бенчмаркинг стали применять еще в начале 90-х годов ХХ века, в период зарождения национального бизнеса. Первыми проектами такого рода оказались поездки за рубеж, как правило в Польшу или Россию. В то время (впрочем, как и на сегодняшний день) никто не стремился создавать по-настоящему инновационные компании. Заимствование лучших бизнес-моделей по-прежнему остается традиционным способом ведения бизнеса в Украине.
В основе классификации бенчмаркинговых исследований лежат ответы на вопросы «Что будем сравнивать?» и «С кем будем себя сопоставлять?» (табл. 1). Области сравнения могут быть следующими:
|
Однако не только компания с ее общими данными (миссией, видением, ценностями), историей развития, финансовыми показателями, системой управления и бизнес-процессами может стать объектом пристального внимания бизнес-сообщества и исследователей. Зачастую не меньший интерес вызывают люди, которые привели компанию к достигнутым результатам: портрет собственника и ключевых лиц, их репутация, мировоззрение, стиль ведения бизнеса, тип и характер информации, которой они оперируют, вплоть до конкретных показателей, бизнес- и личные интересы, факторы личностного роста, то есть все, что формирует личность и влияет на бизнес. В процессе поиска истины в работу принимают все, что можно узнать в меру доступности и открытости первых лиц компании.
Единственный способ добиться целей исследования и получить искомую информацию — продемонстрировать открытость по отношению к субъекту исследования. Поэтому лучше всего сравнивать свою компанию не с прямым конкурентом, а с предприятием смежной отрасли, аналогичной зарубежной фирмой или организацией другого масштаба (гораздо крупнее или мельче). Кроме того, компания — субъект сравнения должна быть не очень старой, инновационной, с молодым персоналом западного образца.
|
1 Idea, thought, a piece of text, etc. Geo:UkraineLink
|
|